История - главная    Философия    Психология    Авторам и читателям    Контакты   

История

 

Французские хронисты склонны были считать преемниками Карла Великого не «саксонских королей», а номинально царствовавших во Франции Каролингов. Англосаксонская историография тоже не заметила провозглашения империи. Короли Англии официально именовали себя «императорами», хотя и без «римского» титула. Видимо, традиция Римской империи не имела в те времена такой магической силы, какую ей пытаются теперь придать немецкие буржуазные историки. К тому же оттоновская империя не признавалась истинно «римской» ни в Византии, ни в самой Италии, где на Оттона I смотрели, как на узурпатора.
В территориальном отношении оттоновская империя уступала каролингской. Она включала только Германию и отдельные области Италии. Франция никакого отношения к ней не имела. Германия, правда, несколько расширилась, включив значительную часть удела Лотаря, а в XI в. – и Бургундию. Она захватила земли полабских славян и поставила в вассальную зависимость Чехию. Созданная на феодальных основах империя была лишена внутреннего единства. Господство над Италией и Римом основывалось на военной силе. Каждый германский король должен был заново его восстанавливать, устраивая военные походы за Альпы.
Вскоре после коронации Оттона I в церкви св. Петра в Риме состоялся церковный синод, на котором было утверждено основанное им Магдебургское архиепископство, получившее право церковной митрополии в западнославянских землях. Это решение высшего церковного органа придавало законную силу действиям Оттона I и должно было заставить смириться тех представителей германского высшего клира, которые возражали против учреждения нового архиепископства. Новая церковная митрополия простирала свою власть на весь «Восток», который по прежнему церковному делению находился в сфере влияния Майнцского архиепископства, и глава его, естественно, был этим недоволен. Вместе с ним в оппозиции находился и епископ гальберштадтский, церковный округ которого примыкал к полабским славянским землям, где теперь учреждались новые епископства Магдебургской митрополии. Окончательно весь этот конфликт был улажен только в 968 г. решением Равецнского синода. В состав Магдебургского архиепископства вошли 5 заэльбских епископств: Бранденбургское, Гавельбергское, Мейсенское, Мерзебургское и Цейцское. Митрополия была признана перворазрядной (подобно Римской) и «украшена» 43 кардинальскими чинами. Архиепископом утвердили Адальберта, изгнанного незадолго перед тем из Киева, куда его направили в качестве «русского» епископа.
Новому архиепископству отводилась большая роль в христианской миссии на Востоке: оно должно было возглавить создаваемую в восточнославянских землях церковь. Папа теперь находился во власти германского императора, и от римского престола ожидали полного содействия в реализации этих планов.
Обстоятельства, казалось, складывались вполне благоприятно для распространения немецкого влияния на Востоке. В Чехии христианство утвердилось окончательно. В Польше крестился князь Мешко и новая религия все более укреплялась. Основанные в этих странах епископства считались частью Магдебургской епархии. Из Киева от княгини Ольги прибыло к Оттону посольство с просьбой прислать епископа и священников для христианской миссии и замещения предполагаемых церковных должностей. (Русь в это время была еще языческой, но здесь уже начало распространяться христианство из Византии. При княжеском дворе были и сторонники западной ориентации. В этих условиях римская церковь и германский император пытались конкурировать с византийской церковью.) По поручению Оттона I бременский архиепископ направил в качестве «русского» епископа некоего монаха Либериуса, который по дороге в Киев умер. Назначенный новым русским епископом монах из монастыря св. Максимина в Трире Адальберт прибыл в Киев, но успеха не имел. Князь Святослав, ориентировавшийся на союз с Византией, отослал Адальберта обратно в Германию. Одной из причин неудачи этого заносчивого монаха была его дипломатическая бестактность. Во всяком случае попытки распространить западное церковное влияние на Руси закончились полным провалом.
Как же складывались отношения между новоявленным императором и папой? 13 февраля 962 г. Оттон I издал «Привилегию», подтверждавшую, по примеру франкских императоров, «Дар Пипина». В этом документе, кроме перечисления составных частей «патримонии св. Петра» (некоторые из этих объектов были вновь подарены папе Оттоном I), определяются права императора в отношении Рима и его обязанности по охране римской церкви и папского престола. Признается формально свобода канонического избрания папы «клиром и знатью римского народа» без всякого вмешательства со стороны императора и его уполномоченных. Однако вновь избранный папа до его посвящения должен был дать императору через своих посланцев заверения в лояльности и уважении всех императорских прав в Риме. Права эти, по существу, сводились к верховенству над Римом и контролю над его администрацией – церковной и гражданской. Таким образом, речь шла о зависимости папы от императора.
С этого времени императорский престол перешел в руки немецких королей. Коронация в Риме являлась, по старой традиции, обязательным условием получения императорского титула, и она совершалась папой от лица «римского народа». Это создавало прецедент для римских походов германских королей, которые с тех пор стали регулярно повторяться. Вместе с тем получение короны из рук папы ставило императора в известную зависимость от папского престола и таило в себе опасность для будущего империи.
Императорский титул поднял на время международный престиж германского короля, который уже и ранее, в результате победы над венграми, пользовался значительным авторитетом в Европе. Оттон I, считавший себя «королем всех королей», вмешивался во внутренние дела соседних государств, в частности Франции, где происходила борьба между королями династии Каролингов и их могущественными вассалами Робертинами (будущие Капетинги). Выступая в качестве арбитра, он стремился сохранить неустойчивое положение во Франции как повод для дальнейшего вмешательства в ее внутренние дела. В своих гегемонистских целях император использовал господство над папством и церковью. Считая себя покровителем западной церкви, он требовал признания своего «верховного права» повелевать всем Западом.
Но для реализации этих притязаний требовалось прежде всего упрочить господство над Италией. Принятие императорского титула отнюдь не решало эту задачу. Король Беренгарий, имевший немало союзников в стране, укрепился в Апеннинах. Оттон вынужден был оставить Рим и двинуть войска против Беренгария, чтобы помешать ему захватить Северную Италию и альпийские перевалы. Этим воспользовался папа Иоанн XII, тяготившийся навязанной ему императорской опекой. Проявив недюжинные дипломатические способности (видимо, поведение немецкого короля многому папу научило), он сколотил большой антигерманский союз из итальянских владетелей, венгров и Византии и впустил в Рим своего бывшего противника, а теперь союзника, Адальберта. Папу поддержало большинство римской знати, познавшей на опыте опасность иноземного господства. Оттон I спешно вернулся в Рим и заставил представителей клира и римской знати принести присягу, что они никогда не изберут на папский престол противника императора. Вскоре был созван собор для суда над Иоанном XII, на котором председательствовал сам Оттон I. Иоанн XII не явился на это судилище и был осужден заочно. Его обвинили в убийствах, клятвопреступлении, святотатстве, кровосмешении и т. д. и объявили недостойным папского престола и вообще духовного сана. Новым папой был избран Лев VIII, до того времени занимавший высокую административную должность при королевском дворе и не имевший никакого священнического сана. Это было явным нарушением существовавшей традиции, согласно которой папой избиралось только духовное лицо, прошедшее сложную иерархию чинов. Иоанн XII не сложил оружия. Он организовал заговор, который чуть не стоил жизни Оттону I и Льву VIII. Им чудом удалось спастись бегством. В Риме хозяйничал Иоанн XII, расправляясь с немецкими ставленниками. Пострадали и те, кто посоветовал папе обратиться за помощью к немецкому королю. Созванный в Риме собор, состоявший в основном из тех же лиц, которые недавно осудили Иоанна XII, отменил постановление оттоновского собора как насильственно навязанное, восстановил папу во всех его правах и лишил власти антипапу Льва VIII, отлучив его от церкви. Казалось, дело Иоанна XII восторжествовало. Но вскоре он умер от апоплексического удара. Римская знать избрала папой Бенедикта V. Оттон I захватил Рим, арестовал нового папу и выслал его под стражей в Германию. На римском престоле был восстановлен Лев VIII. Не надеясь на лояльность римлян в отношении этого папы, он передал власть над городом назначенному им префекту, дав в его распоряжение солидную военную силу. Однако когда император ушел со своим войском в Германию, римляне напали на немецкий гарнизон и разбили его. Казалось, с германским господством в Риме было покончено.
Однако в 966 г. Оттон I предпринял новый, третий по счету, поход в Италию. Взяв Рим, немцы устроили дикую расправу над своими противниками: тринадцать начальников вооруженных римских отрядов были повешены на главной площади, часть мятежной знати выслана в Германию, другие подвергнуты унизительному наказанию – «шествию в параде ослов». На этот раз Оттон I решил не оставлять страну, пока в ней не будет упрочено немецкое господство.
Главной опорой немцев должен был служить епископат. На епископские должности назначали представителей немецкого духовенства. Епископам раздавались земли, захваченные у противников императора, разные привилегии. Это была попытка перенести на итальянскую почву оттоновскую епископальную систему. Император стремился также привлечь на свою сторону светскую знать, раздавая земли, перешедшие к нему по «праву завоевателя», титулы и должности. Главой прогерманской партии в Италии стал маркграф тосканский Гуго, которого Оттон осыпал всяческими милостями. Значительная часть изданных в это время императорской канцелярией документов относилась непосредственно к Италии. Это дипломы на владение землями, регалиями, а также законодательные акты. Если для Германии в течение X в. был издан лишь один акт законодательного характера, то для Италии их было издано шесть. Для управления Италией был создан специальный аппарат в составе канцлера, (на эту должность назначалось обычно одно из высших духовных лиц Германии – архиепископ кельнский), императорские посланцы с широкими административными и военными полномочиями, пфальцграфы (для заведования императорским имуществом), префекты (коменданты городов) и др.
Немецкие буржуазные историки, прославляющие грабительскую политику императоров в Италии, указывают па то, что германские короли установили в этой стране порядок, ликвидировали анархию и способствовали тем самым ее хозяйственному и культурному прогрессу. Но это не соответствует исторической действительности. Вмешательство извне в происходившую в Италии политическую борьбу и установление чужеземного господства лишь разжигали внутреннюю смуту.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37