История - главная    Философия    Психология    Авторам и читателям    Контакты   

История

 

на синод в Пьяченцу, где обсуждался особый вопрос: «Жалоба Праксидис, жены императора Генриха IV, от брака освобожденной, на своего мужа». Она выступила с разоблачениями о «неслыханных жестокостях и мучениях», которые ей пришлось испытать за короткое время супружеской жизни. Императрица стала орудием схватки между папой Урбаном II и его противниками – императором и антипапой Климентом III.
Политическое положение в Германии тем не менее на время стабилизировалось. После возвращения из Италии Генрих IV, опираясь на города, рыцарей и министериалов, нанес поражение антикоролю Герману Зальмскому и усмирил, наконец, саксонскую знать. Значительную роль сыграли мероприятия короля по охране внутреннего мира, проведенные с помощью церковных кругов, низшего дворянства и городов. В 1079-1103 гг. был принят ряд постановлений о введении «божьего мира» в отдельных областях и в стране в целом. На имперском съезде в Майнце в 1103 г. было принято постановление о введении «общего мира» во всей стране. В нем, в частности, говорилось: «Пусть никто не вторгается в чужой дом, не грабит, не поджигает, не ранит, не калечит, не убивает, не захватывает за долги. Если же кто осмелится это делать, пусть ему выколют глаза или отрубят руки». Это постановление, конечно, не было проведено в жизнь. Внутренние смуты в стране не прекратились. В 1104 г. разразилась междоусобная война – против Генриха IV восстал его сын Генрих, поддерживаемый князьями. Император потерпел поражение и был захвачен в плен. Его даже принудили отречься от престола. Правда, вскоре он сумел бежать и возобновить войну против князей и антикороля Генриха V. В 1106 г. он умер, переслав знаки королевской власти своему мятежному сыну Генриху V, с просьбой похоронить его в Шпейерском соборе. Но последнее завещание удалось осуществить только в 1111 г., когда папа, наконец, снял давно висевшее над покойным императором церковное отлучение.
Генрих V (1106-1125), которого князья противопоставили его склонному к «самодержавию» отцу, оказался в первое время во власти знати. Архиепископ майнцский, передавая ему инсигнии, произнес следующую речь: «Помни, если не будешь справедливо управлять государством и защищать церковь божью, то разделишь судьбу своего отца». Король стремился освободиться от княжеской зависимости. Но для этого ему нужно было прорвать фронт своих противников, создавшийся в ходе борьбы за инвеституру: князья действовали заодно с папой. Генрих V попытался достигнуть соглашения с курией, чтобы затем вступить в борьбу с немецкими князьями. Примирение с папой было необходимо прежде всего для того, чтобы получить императорскую корону и восстановить хотя бы номинальную власть над Италией. Папский престол занимал в то время Пасхалий II. В 1110 г. Генрих V с большим войском направился в Италию, не встречая там какого-либо значительного сопротивления. Начались переговоры с папой об условиях коронации. Требование папы о безусловном отказе короля от инвеституры епископов было отклонено. Генрих V соглашался на подобный шаг только при условии, если прелаты возвратят ему все полученные до сих пор регалии и прочие блага, которыми церковь пользовалась со времени Карла Великого. На этих условиях и был составлен в 1111 г. проект соглашения между папой Пасхалием II и Генрихом V. По этому соглашению, папа должен был уговорить епископов и аббатов отказаться от регалий и прочих благ взамен освобождения от королевской инвеституры (от которой, кстати сказать, они ничуть не страдали). Когда проект соглашения был зачитан в церкви св. Петра, находившиеся там епископы и светские князья подняли настоящий бунт, обвиняя папу в ереси и всяких других грехах за то, что он согласился, чтобы ограбили «церковь божью» и лишили ее «законных благ». Предвидевший такой поворот дела Генрих V возложил всю вину за срыв соглашения на папу и взял его и присутствовавших в церкви кардиналов под арест. Он заявил, что освободит папу и кардиналов не иначе, как только на условиях обещанной коронации и признания за императором права инвеституры. После двухмесячного заключения папа Пасхалий II, получив гарантию неприкосновенности, согласился на эти условия и был освобожден из-под ареста. Коронация вскоре состоялась. Однако спор об инвеституре остался нерешенным. Его исход зависел, как показали дальнейшие события, от позиции немецкой знати.
Окрыленный успехами в Италии, Генрих V начал проводить более независимую политику в отношении немецких князей, опираясь на поддержку городов п министериалов. Он взялся за налаживание домениального хозяйства и расширение домениальных владений в области Верхнего Рейна, прибегая к конфискации земель у своих противников и захватывая у них крепости. Это активизировало оппозицию знати, которую возглавили майнцский архиепископ Адальберт и саксонский герцог Лотарь (будущий король Лотарь III). Последний нанес императору ощутимый удар около Мансфельда. Этими событиями воспользовался папа, объявив соглашение с Генрихом V недействительным и угрожая императору церковным отлучением. В конце концов Генриху V пришлось примириться с немецкими князьями. На собрании в Вюрцбурге в 1121 г. было принято такое решение: император должен помириться с папой на взаимоприемлемых условиях при посредничестве немецких князей: стороны (т. е. князья и император) обмениваются пленными и заложниками и возвращают захваченные друг у друга владения; обвинения против императора в делах церковной инвеституры должны быть рассмотрены князьями без ущерба для императорской чести; если император возбудит против кого-либо из князей обвинения по делу, связанному с настоящим спором, оно должно быть рассмотрено князьями. Последний пункт соглашения, весьма напоминающий заключительную статью Великой хартии вольностей в Англии, гласил: «Если император оставит без внимания это постановление, князья сохранят данные ими друг другу обещания о сопротивлении его действиям». Императору не оставалось другого выхода, как только согласиться на компромиссные условия предложенного ранее договора с папой об инвеституре.
Так в 1122 г. был подписан в Вормсе конкордат между императором Генрихом V и папой Каликстом II. В основу его был положен содержавшийся уже в аналогичных соглашениях с английским и французским королями принцип строгого разграничения актов духовной (spiritualia) и светской (temporalia) инвеституры. Первая предоставляется церковной властью, вторая – светской. Император отказывался от назначения на должность прелатов и соглашался на свободное каноническое избрание. В Германии при избрании мог присутствовать сам король или его доверенное лицо, и избранный еще до посвящения и введения в сан получал светскую инвеституру – скипетр и земельное владение. В Италии и Бургундии светская инвеститура предоставлялась императором только полгода спустя после избрания и введения в сан. Это лишало императора возможности оказывать давление при замещении церковных должностей и фактически освобождало прелатов от императорской зависимости. В Германии власть над епископатом сохранялась по-прежнему у короля, хотя он мог предоставлять только светскую инвеституру. Однако конкордат значительно ослаблял зависимость князей, как светских, так и духовных, от королевской власти. В «Привилегии императора», являвшейся частью Вормского конкордата, содержались обещания вернуть церквам, светским князьям и духовенству все владения, отторгнутые и потерянные ими в ходе предшествующих столкновений. Прелаты, как и светские князья, укрепили свои позиции, вступив на путь создания замкнутых территориальных владений.
Вормский конкордат явился важной вехой в истории германского феодального государства, вехой на пути от относительного единства к территориальной раздробленности. Выступления феодальной знати против короля, переплетавшиеся с борьбой папства против императорской власти, ослабили позиции королевской власти и укрепили князей. Это и определило исход борьбы за инвеституру. Условия Вормского конкордата были навязаны германскому императору князьями. Папа добился своих целей – он лишил императора фактической власти над итальянским епископатом, без чего «Священная Римская империя» становилась фикцией.
Если императорская власть была так заметно ослаблена в столкновениях с немецкой знатью и папством, то папство вышло из борьбы окрепшим. Начавшиеся крестовые походы, в которых папа выступал в роли вождя всех католиков в борьбе с исламом, вселили новые надежды на торжество папской теократии. На политическом горизонте Европы, казалось, нет никаких предвестников новых невзгод, которые могли бы задержать движение папства к его заветной цели. Оставался, однако, «внутренний враг» – «многопапство» (схизма), подрывавшее единство церкви и создававшее повод для вмешательства внешних сил (в том числе и императоров) в дела римской курии».
«СВЯЩЕННАЯ ИМПЕРИЯ» ШТАУФЕНОВ
XII в. был переломным в истории западноевропейских государств. Англия и Франция, хотя и по-разному, но прочно вступили на путь политического объединения и централизации. Германия, которая до того времени представляла сравнительно единое государственное целое, наоборот, шла к политическому упадку и государственной раздробленности. Как объяснить это своеобразие государственного развития Германии?
Не вызывает сомнения, что политическая централизация, наступившая в странах Европы в пору зрелого феодализма, была обусловлена изменениями в экономических и социальных отношениях и развитием хозяйственных связей. Феодальная раздробленность основывалась на непосредственном господстве крупных землевладельцев-сеньоров над населением, находившимся в их поземельной и личной зависимости. Развитие товарно-денежного хозяйства и рост городов разрушали эту систему отношений. Часть населения уходила в города и порывала сеньориальную зависимость (городское население добивалось личной свободы и самоуправления). Личная зависимость крестьян в результате изменения форм феодальной эксплуатации – перехода от отработочной ренты к продуктовой и денежной ренте – ослабевала или совсем ликвидировалась. Все это послужило предпосылкой для усиления центральной государственной власти, которая теперь осуществляла юрисдикцию над всем населением страны и получала значительную долю прибавочного продукта в виде государственных налогов. Вместе с тем усиление хозяйственных связей способствовало этническому сплочению страны, что в свою очередь благоприятствовало ее политическому объединению. Таковы общие социально-экономические предпосылки централизации государственной власти. Они существовали и в Германии.
Однако результаты здесь оказались совсем иные, чем в ряде других стран Европы.
В условиях Германии общегосударственная централизация оказалась невозможна. Поборниками местной централизации выступили князья. Они подчинили население своей юрисдикции и создали замкнутые территориальные владения. Это объяснялось несколькими обстоятельствами, главным из которых являлась агрессивная политика германского феодального государства, отвлекавшая силы от решения внутриполитических задач. Германские короли в погоне за императорским титулом и мировым господством упустили возможность подчинить своей власти феодальную знать, которая беспрепятственно расширяла владения за счет внутренних и внешних захватов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37